Принуждающий
нас силой как бы лишает нас наших прав, и мы потому ненавидим его. Как
благодетелей наших, мы любим тех, кто умеет убедить нас. Не мудрый, а грубый,
непросвещенный человек прибегает к насилию. Чтобы употребить силу, надо
многих соучастников; чтобы убедить, не надо никаких. Тот, кто чувствует
достаточно силы в самом себе, чтобы владеть умами, не станет прибегать к
насилию: к чему ему устранять человека других взглядов, когда в его же
интересе дружеским убеждением привлечь его на свою сторону.
|
Беседы Сократа
Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης; 470/469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.
|
Люди, обладающие властью,
уверены в том, что движет и руководит людьми только насилие, и потому для
поддержания существующего порядка смело употребляют насилие. Существующий же
порядок держится не насилием, а общественным мнением, действие которого
нарушается насилием. И потому деятельность насилия ослабляет, нарушает то
самое, что она хочет поддерживать.
|
Цитата принадлежит либо Льву Николаевичу Толстому либо неизвестному автору
|
Не тот мудрец, кто держит
добрые и красивые речи, но кто терпелив, свободен от ненависти и свободен от
боязни, — тот только истинно мудрый человек.
|
Буддийская мудрость
[Дхаммапада]
|