вторник, 14 ноября 2017 г.

14 НОЯБРЯ (Знание). Некоторые цитаты из книги Л.Н. Толстого "КРУГ ЧТЕНИЯ. АФОРИЗМЫ И НАСТАВЛЕНИЯ"

 Цитата из главы

 Рассуждение по поду цианаты (не из главы)

Очень важно знать законы жизни, но знание, ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности.

Ге́рберт Спе́нсер — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма


Чтобы научиться ездить на велосипеде нужно кататься на велосипеде, а не на коньках. Это закон жизни. И зная этот закон человек может начать учится кататься на велосипеде - совершенствоваться. Незнание этого закона не позволит ему научиться кататься на велосипеде.  Есть ли  область самосовершенствования где не нужно знать законов жизни? Но возможно, Спенсер хотел этим просто сказать, что лучше заниматься тем, что совершенствует тебя, чем тем, что тебя не совершенствует. Хотя, можно ли что-то делать, что не будет  тебя совершенствовать?  Видимо, он хотел сказать, что лучше совершенствоваться вот в этом, а в том, не стоит. То есть, видимо он хотел сказать, что лучше, например, научиться решать задачи по математике, чем получить знание о том, какой закон жизни приводит человека к получению  от продавца скидки на товар. 
От учителя мы ждем, что он сделает из своего слушателя прежде всего рассудительного человека, потом разумного и под конец уже ученого.
Такой прием имеет ту выгоду, что, если ученик и не до­стигнет никогда последней ступени, как то обыкновенно и бывает в действительности, он все-таки выиграет от обучения и станет более подготовленным, если не для школы, то для жизни.
Если же этот прием вывернуть наизнанку, тогда ученик схватывает что-то вроде разума прежде, чем в нем выработа­ется рассудок, и выносит из обучения заимствованную науку, которая только как бы приклеена, но не срослась с ним, при­чем его духовные способности остаются такими же бесплод­ными, как и раньше, но в то же время уже сильно испорчены воображаемой ученостью. В этом причина, почему мы так часто встречаем ученых (вернее, обученных людей), лишен­ных и рассудка и разума, и почему из академий выходит в жизнь больше нелепых голов, чем из какого-нибудь другого общественного класса.